Бесплатная консультация юриста в Москве

Нет юрлица – нет долгов

Суд первой инстанции взыскал с общества долг по договору субподряда. Однако вскоре после этого ИФНС по Республике Татарстан внесла в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности должника. При этом в ликвидационном балансе задолженность по договору субподряда, подтвержденная в итоге вступившим в законную силу решением, отражена не была, а кредиторы вообще не знали о ликвидации. Один из них пошел оспаривать действия налоговой в суд. И в итоге дело дошло до экономколлегииВерховного суда.

В 2012 году ОАО "Татсрой" и ООО "ТехКомплектСервис" (ТКС) заключили договор субподряда, по которому последнее выполнило работы по обустройству крытого плавательного бассейна в Казани. Впоследствии ТКС обратился в Арбитражный суд Республики Татарстандля взыскания 530 967 руб. задолженности по оплате этих работ с правопреемника "Татсроя" – ОАО "ТСТ-Пром" (№ А65-14398/2013). Уже после возбуждения дела, 26 августа 2013 года, общее собрание акционеров "ТСТ-Пром" приняло решение о добровольной ликвидации компании и о назначении ликвидационной комиссии с председателем А.М. Дудовым. А 3 сентября этого же года в государственный реестр была внесена запись о начале процедуры ликвидации юрлица.

17 сентября 2013 года АС Республики Татарстан требования ТКС удовлетворил, взыскав с "ТСТ-Пром" всю запрошенную задолженность по договору субподряда. Должник подал на решение апелляционную жалобу, которую 11-й ААС 12 ноября 2013 года принял к производству, а 19 декабря огласил резолютивную часть постановления – оставить решение суда первой инстанции без изменения. Его полная версия была изготовлена 26 декабря.

Однако примерно в это же время, 25 ноября, в ЕГРЮЛ на основании заявления председателя ликвидационной комиссии Дудова была внесена запись о ликвидации "ТСТ-Пром". При этом кредиторы предупреждены об этом не были, а в ликвидационном балансе компании задолженность перед ТКС, подтвержденная решением АС Республики Татарстан в рамках дела № А65-14398/2013, отражена не была.

В январе 2014 года ТКС обратился в суд с заявлением о признании "ТСТ-Пром" банкротом (№ А65-878/2014), однако дело прекратили ввиду ликвидации общества. Тогда ТКС пошел в АС Республики Татарстан оспаривать действия ИФНС № 8 по исключению должника из ЕГРЮЛ, требуя признать запись об этом недействительной (дело № А65-6134/2014). В обоснование компания ссылалась на то, что не был соблюден установленный ГК порядок ликвидации лица, а запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности "ТСТ-Пром" была внесена с нарушением закона о регистрации №129, поскольку была "основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы ТКС как кредитора".

И 26 июня 2014 года судья Багдар Ситдиков заявление компании удовлетворил. По его мнению, представление в налоговую ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения юрлица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление документа со всеми необходимыми сведениями. А значит, рассуждал Ситдиков, это является основанием для отказа в регистрации ликвидации на основании п.п. "а" п. 1 ст. 23 закона о регистрации. "Поскольку представленные ликвидатором общества в регистрирующий орган документы не содержали достоверной информации, у инспекции отсутствовали основания для принятия решения о прекращении деятельности общества", – резюмировал он, сославшись при этом на правовую позицию Высшего арбитражного суда (постановления Президиума ВАС №11925/12 и №7075/11).

Однако такое решение не устояло в апелляции. 12 сентября 2014 года коллегия 11-го ААС (Елена Захарова,Александр Юдкин и Вячеслав Семушкин) его отменила и в удовлетворении требований ТКС отказала. Судьи пришли к выводу, что ликвидационная комиссия представила все документы, которые требует ст. 21 закона о регистрации, а значит, у ИФНС не имелось предусмотренных ст. 23 этого же закона оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности "ТСТ-Пром". "Регистрирующий орган не располагал и не мог располагать на дату внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ сведениями о задолженности "ТСТ-Пром" перед ТКС, и соответственно, ему не могло быть известно, что документы, представленные при государственной регистрации, содержат недостоверные сведения", – говорится в постановлении апелляции. Нормы же закона, указывали судьи, не возлагают на налоговую обязанность проверять достоверность таких сведений, а государственная регистрация юрлиц носит уведомительный характер. Кроме того, отдельно отметила коллегия и то, что решение суда о взыскании задолженности вступило в силу лишь 26 декабря 2013 года – то есть на день позже внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Неуведомление же ликвидатором кредиторов "ТСТ-Пром", по мнению судей, не означает, что решение о государственной регистрации не соответствует закону, и не позволяет признать это решение недействительным.

8 декабря 2014 года кассационная коллегия АС Поволжского округа (Эльдар Баширов, Эдуард Галиуллин иМарина Савкина) оставила постановление апелляции в силе.

Тогда ТКС обратился с жалобой в Верховный суд. Там он настаивал на том, что порядок ликвидации не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидационной комиссии было доподлинно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором (в частности, посредством судебного процесса, который инициировал кредитор), но она при этом внесла в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения и не учла эти обязательства. Судье ВС Ивану Разумову эти доводы показались заслуживающими внимания, и он передал дело на рассмотрение экономической коллегии.

Заседание там состоялось вчера, 22 июля. Заявитель – ТКС – в ВС не пришел, и слово сразу передали налоговой. "Общество "ТСТ-Пром" представило в регистрирующий оран все необходимые документы, – начал свое выступление представитель ИФНС Андрей Егорчатов. – И не могло быть известно, что эти документы могут содержать недостовреные сведения. И закон не обязывает инспекцию проверять их достоверность".

Отметил юрист и то, что на момент внесения записи в ЕГРЮЛ решение АС Республики Татарстан о взыскании с "ТСТ-Пром" задолженности еще не вступило в силу, а значит, на тот момент представленные документы отражали действительное имущественное положение компании. "Мы регистрирующий орган, а спор, по сути, между двумя другими хозяйствующими субъектами, – дополнила своего коллегу другой представитель ИФНС Наталья Борисова. – Все-таки кредитор сам должен принимать меры. В данном деле, например, отсутствуют доказательства того, что наш заявитель предъявлял требования должнику в порядке, предусмотренном ст. 63 ГК".

После этого тройка ВС (Разумов, Наталья Чучунова и Елена Золотова) удалилась в совещательную комнату и спустя недолгое время решила все акты нижестоящих инстанций отменить, а дело направить на новое рассмотрение в АС Республики Татарстан.

 

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы