Бесплатная консультация юриста в Москве

ВС пересмотрел позицию ВАС по социальным обязательствам государства и законной неустойке

Муниципальное унитарное предприятие Пензы перевозило федеральных и региональных льготников за свой счет, а потом решило взыскать убытки соответственно с России и Пензенской области. Арбитражный суд не только удовлетворил эти требования, но и счел нужным взыскать проценты по ставке рефинансирования, если ответчики не исполнят решение вовремя. Те обжаловали неустойку, указывая на особый порядок наложения взыскания на бюджет, но апелляция и кассация в 2014 году отклонили их доводы, ссылаясь на позицию Высшего арбитражного суда. А в 2015 году Верховный суд решил изменить эту практику.

В марте 2014 года МУП "Пассажирские перевозки г. Пензы", находившееся тогда в предбанкротном состоянии, решило взыскать убытки, которые возникли у предприятия из-за обслуживания льготных пассажиров в 2012 году. Тогда доходы от продажи билетов (41 млн руб.) и субсидии из областного бюджета (1,8 млн руб.) не покрыли всех расходов: потери перевозчика составили 121,1 млн руб., из которых 79,5 млн пришлось на долю федеральных льготников и 41,6 млн – региональных. Именно такие требования предприятие предъявило к России (в лице государственного Минфина) и Пензенской области (в лице местных Минфина и Управления промышленности и энергетики) в деле № А49-1777/2014. Иск был принят 3 марта 2014 года, а 21 марта началось рассмотрение банкротного дела "Пассажирских перевозок" № А49-2561/2014.

Ответчики не согласились с иском. Представитель России в лице Минфина указал на то, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте не относится к обязательствам государства.

Судья Арбитражного суда Пензенской области Татьяна Лапшина признала обоснованными оба требования истца. В своем решении она констатировала, что спорные перевозки являются предметом совместного ведения федерации и области, однако последняя должна обеспечивать доступность транспорта, а не оплачивать его. Если субъект недополучает такое финансирование из бюджета, значит, за счет его средств может быть выплачена разница – такая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС от 23 июня 2009 г. № 2992/09 по делу № А40-27183/08-24-259. Также судья Лапшина сослалась на ст. 7 Конституции, согласно которой, Российская Федерация – это социальное государство, которое должно заботиться об инвалидах и пожилых гражданах, поэтому оно "не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публичных обязательств".

Судья Лапшина отказала предприятию лишь в иске к Минфину Пензы – одному из ответчиков от имени субъекта. В остальном она целиком удовлетворила требования истца и даже вышла за них пределы. Она, видимо, приняла во внимание бедственное финансовое положение перевозчика и сочла нужным "в целях побуждения к своевременному исполнению судебного акта" взыскать "проценты по ставке рефинансирования в размере 8,25% с момента вступления акта в законную силу до фактического исполнения". Судья сделала это на основании ч. 1 ст. 395 ГК РФ, дающей кредитору право на такую неустойку в случае неправомерного удержания его денег.

15 августа 2014 года 11 ААС рассмотрел жалобу субъекта и федерации на решение Лапшиной. Управление промышленности и энергетики Пензенской области указало на то, что ст. 395 ГК неприменима к бюджетным правоотношениям, имеющим свою специфику, а Минфин России настаивал на том, что не может быть ответчиком. Однако апелляция проявила солидарность с судьей первой инстанции. Что касается процентов, тут коллегия сослалась в своем акте на п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 04 апреля 2014 № 22, который говорит о том, что неустойка по ст. 395 ГК начисляется на любое денежное требование. Постановление апелляции вступило в силу 15 августа. Как рассказывает юрист перевозчика Лариса Дворская, судебный акт был исполнен в течение трех месяцев в соответствии с Бюджетным кодексом, а значит, согласно судебным актам, предприятие имело право на проценты, начисленные за эти три месяца.

Ответчики обратились в АС Поволжского округа, но тот вслед за нижестоящими судами сослался на позицию ВАС. Верховный суд, однако, не согласился со своим предшественником и решил принять к рассмотрению жалобы ответчиков, которые просили предыдущие акты по делу отменить. Минфин России продолжал настаивать на том, что не имеет обязательств в данном деле. А против взыскания процентов по ст. 395 ГК выступали все ответчики. Как они указали, это "мера ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, и она не может служить инструментом к принуждению исполнения судебного акта". Податели жалобы сослались на особый порядок обращения взыскания на средства бюджета, закрепленный в гл. 24.1 Бюджетного кодекса. Нормы этой главы требуют предъявления исполнительного листа и дают госоргану три месяца на исполнение судебного акта.

В четверг коллегия Верховного суда под председательством Марины Прониной выслушала доводы ответчиков, которые участвовали в заседании с помощью видеосвязи. Екатерина Дронова из Минфина России просила отказать в требованиях к нему, а в остальной части отправить дело на новое рассмотрение.Людмила Степашина из Минфина Пензенской области (его суды освободили от уплаты) говорила о том, что субъект оказал поддержку в том объеме, который заложен в его бюджете, а недостающие средства должна возместить Россия как социальное государство.

– Вы обращались за субсидиями? – уточнила у Степашиной судья Пронина.

– Мы не знали, что [предприятию] денежных средств не хватает, это стало известно только в ходе процесса, – ответила юрист.

– То есть они [федеральные органы] сами должны были догадаться, что денег нет? – полюбопытствовала Пронина.

– Никаких претензий не поступало, – вмешалась другая представительница пензенского Минфина Ольга Бакеева. – А сейчас период прошел, обращаться за субсидией уже поздно.

Сергей Шарапов, юрист Управления промышленности и энергетики Пензы, тоже выразил несогласие с начислением процентов по ставке рефинансирования и просил взыскать средства с Российской федерации, которая не предусмотрела субвенций для исполнения своих социальных обязательств.

Затем выступил Сергей Новиков, представитель МУП "Пассажирские перевозки г. Пензы". Он полагал, что обжалуемые акты законны и обоснованны. Согласно его точке зрения, Россия должна отвечать по своим социальным обязательствам. Если область частично субсидирует перевозки – это не значит, что она взяла на себя обязательство полностью их оплачивать, говорил Новиков. Но его слова коллегию не убедили, и она решила отменить акты нижестоящих судов в части взыскания процентов за пользование чужими средствами и в части требований к Минфину Российской Федерации. В остальном решения оставлены без изменений.

Эксперты полагают, что у Верховного суда были основания переоценить позицию Высшего арбитражного.Дмитрий Забродин из юрфирмы "ЮСТ" рассуждает о возможности взыскания убытков регионального перевозчика с Минфина РФ. Он цитирует п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ, посвященного работе органов субъектов. Как гласит этот пункт, доплачивать за перевозку льготников должны субъекты. До 2015 года арбитражные суды во главе с ВАС, как правило, не упоминали данную норму и взыскивали убытки с государства, напоминает Забродин. А сейчас ВС считает, что нести расходы должен исключительно субъект. Отсутствие единого судебного подхода Забродин объясняет разрозненностью законов о льготах и бюджетных выплатах, отсутствием прямого и ясного регулирования.

Сергей Егоров, управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП, критикует позицию ВАС, разрешавшего начислять проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК на любое денежное требование из гражданских отношений (в том числе то, которое возникло из-за неисполнения судебного акта органом федерации или субъекта). Здесь Егоров цитирует мнение Минфина, изложенное в Письме от 16 сентября 2014 г. N 08-04-06/3095. Из него следует, что регулировать исполнение судебных актов могут только федеральные законодательные органы. "Иными словами, Минфин упрекнул ВАС в выходе за пределы своих полномочий", – говорит Егоров и соглашается с этой точкой зрения.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы