Бесплатная консультация юриста в Москве

ВС подтвердил взаимозависимость репутации компании и ее руководителя

Экономколлегия ВС объяснила, почему отправила на новое рассмотрение спор, в рамках которого глава фирмы доказывала, что простое упоминание ее в качестве руководителя "недобросовестной компании" порочит ее доброе имя. Репутация гендиректора неизбежно ассоциируется с репутацией самого юрлица, рассудила "тройка".

Экономическая коллегия Верховного суда РФобъяснила свою позицию по делу, в рамках которого решался вопрос о зависимости доброго имени гендиректора от репутации своей компании.

Все началось с того, что на сайте группы компаний "РЕНТЭНЕРГО" (www.rentenergo.ru), занимающейся комплексом услуг по автономному энергоснабжению, появилась таблица "недобросовестных компаний, работа с которыми не рекомендуется". Слева были указаны наименования юридических лиц, в центре – их ИНН, а справа – ФИО руководителей. "Мы готовы документально подтвердить неплатежеспособность и несоблюдение договорных отношений, допускаемые всеми перечисленными ниже контрагентами", – говорилось на сайте.

Оказалось в этом "рейтинге" и ООО "Варшавское" со своим генеральным директором Натальей Аладько. Как выяснилось впоследствии, причиной этого явилось то, что "Варшавское" не заплатило за услуги по обеспечению электроэнергией. Эта задолженность в итоге была взыскана в судебном порядке (№ А56-73850/2012).

Однако, по мнению Аладько, включение ее компании в список "недобросовестных контрагентов" порочит ее лично, и она, заручившись поддержкой лингвистического заключения, обратилась в суд с иском к собственнику интернет-ресурса – ООО "Балтийская энергетическая компания" (БЭК) (№ А56-17708/2014). Она просила признать размещенную о ней информацию порочащей ее честь, достоинство и деловую репутацию и обязать БЭК написать опровержение. Три инстанции в требованиях ей отказали. По их мнению, простое упоминание в качестве руководителя одной из организаций нельзя отнести к сведениям, умаляющим репутацию.

Аладько обратилась с жалобой ВС, где добилась своего. 23 сентября этого года "тройка" (Татьяна Завьялова,Наталья Павлова и Владимир Попов) акты нижестоящих инстанций отменила, а спор направила на новое рассмотрение. Свои мотивы судьи ВС объяснили в опубликованном на этой неделе определении.

"Деловая репутация организации как профессиональная репутация, которая заработана в среде аналогичных профессионалов (например, коммерсантов), а также в среде лиц, на которых направлена деятельность организации (например, потребителей товаров, работ, услуг), включает в себя профессиональную репутацию как самой организации, так и ее руководителей", – говорится в определении ВС. При этом, рассуждала "тройка", деловая репутация организации может быть нарушена путем распространения порочащих сведений как о ней самой, так и о лицах, входящих в органы управления организацией, а также о ее работниках. И наоборот – деловая репутация руководителя организации (лица, выполняющего управленческие функции в организации) может быть нарушена распространением порочащих сведений как о нем самом, так и об организации.

"Поскольку единоличный исполнительный орган юридического лица действует от его имени в гражданском обороте, его репутация неизбежно ассоциируется с репутацией самого юридического лица и непосредственно влияет на складывающуюся в обществе оценку его деятельности", – пришла к выводу экономколлегия. В связи с этим, по ее мнению, умаление профессиональной репутации организации, очевидно, в большинстве случаев приводит к умалению и доброго имени руководителя, а также влияет на оценку обществом его профессиональных качеств и добросовестности поведения.

По мнению Ильнара Абдулова, юриста юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры", позиция ВС о взаимозависимости деловой репутации коммерческой организации и ее руководителя верна. "Хочется надеяться, что она найдет в дальнейшем поддержку и в судебной практике", – добавляет он. "Наличие такого четкого разъяснения нельзя не приветствовать", – соглашается и Денис Архипов, партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

Правда, в случае с Аладько, считает Абдулов, выводы ВС особой роли сыграть не должны. Само по себе указание, что истец является генеральным директором компании, не порочит его репутацию, а констатирует объективный факт, информация о единоличных исполнительных органах юридических лиц общедоступна на сайте ФНС, рассуждает он. Требования истца не касаются исключения возглавляемой им компании из списка недобросовестных контрагентов, поэтому их удовлетворение не приведет к восстановлению его прав и законных интересов, считает Абдулов. "Зачем было направлять дело на новое рассмотрение, если предоставление судебной защиты против оценочного понятия "недобросовестная компания" противоречит сути института защиты деловой репутации?" – задается также вопросом Архипов.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы