Бесплатная консультация юриста в Москве

ВС унифицировал налоговую практику для совместных авиарейсов

Налоговая доказывала, что услуги по предоставлению мест по код-шеринговым соглашениям с иностранными авиакомпаниями надо облагать НДС по ставке 18%, а не 0%. "Аэрофлот" настаивал на обратном. Весь вопрос в том, как нужно квалифицировать такие операции. ЭкономколлегияВерховного суда со ссылкой на принцип экономической обоснованности налогообложениярешила, что это услуги по перевозке, и таким образом поддержала авиакомпанию. Такое решение должно обеспечить единообразие судебной практики, которого до этого момента пока не было.

Код-шеринг – это соглашение о совместной эксплуатации рейса между авиакомпаниями, одна из которых является оператором (осуществляет полеты по этому рейсу), а остальные – партнерами (продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени). Такая практика широко распространена в гражданской авиации, поскольку позволяет расширять маршруты и снижать издержки. Так, в рамках код-шеринговых соглашений "Аэрофлот" сотрудничает с 27 иностранными и российскими авиакомпаниями. А в опубликованном на прошлой неделе определении экономколлегия Верховного суда объяснила, почему к операциям компании-оператора по предоставлению мест в рамках код-шеринга нужно применять ставку НДС 0%, а не 18%. Сделала это "тройка" в рамках спора МИФНС №6 по крупнейшим налогоплательщикам и "Аэрофлотом", поддержав таким образом последнего.
 
Налоговая доказывала, что операции по предоставлению мест по таким договорам надо квалифицировать не как услугу по перевозке, а как услугу "по предоставлению иностранному лицу мест для перевозки пассажиров", а значит, к ним не может применяться и установленная пп. 4 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ льгота. Согласно этой норме ставка 0 % для НДС используется "при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов". Однако экономколлегия ВС сочла, что фактическим получателем спорной услуги является авиапассажир, а значит, перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения НДС по ставке 0%. "Существо отношений код-шеринга предполагает, что в рамках данного соглашения его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу, – говорится в определении. – Авиапассажир вне зависимости от оформления авиабилетов тем или иным партнером имеет равные права, в том числе право на предъявление претензий фактическому перевозчику".
 
СудебнаяВ практика по вопросу обложения НДС операций по код-шеринговым соглашениям не была единообразной даже в рамках одного судебного округа, отмечает юрист "Некторов, Савельев и партнеры" Михаил Халецкий. Так, в одних случаях суды признавали правомерным применение ставки 0 % к таким операциям (№А40-111561/13), в других – нет (№А40-125605/13, №А40-41526/11). По его мнению, упорядочивание ВС практики по этому вопросу является крайне важным для авиакомпаний, участвующих в международных перевозках. А вот руководитель налоговой практики "Инфралекс" Иван Шиенок считает, что такая позиция ВС порождает ряд вопросов. "Имеет ли в данном случае право на применение ставки 0 % не только фактический перевозчик, но также и авиакомпания-партнер, которая является стороной договора перевозки, заключаемого с пассажиром? Правомерно ли применять аналогичный подход в других случаях, когда эксплуатант воздушного судна фактически осуществляет перевозку пассажиров, заключивших договор с другим лицом (например, при чартерных перевозках)?", – задается вопросами юрист.
 
Сам спор начался с того, что в 2004 и 2007 г.г. "Аэрофлот " в качестве оператора заключил код-шеринговые соглашения с Air India Limited и с Iran Air соответственно. При этом, по мнению авиакомпании, исчислять НДС в отношении таких операций надо именно по ставке 0 % в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ. Однако налоговая считает, что авиакомпании права на льготу в таких случаях не имеют и должны применять к спорным услугам ставку в 18%. Такой позиции придерживались и суды (дела №А40-136146/2011, №А40-41526/2011).ВАС в обоих этих спорах также не нашел оснований для удовлетворения требований авиакомпании.
 
В июне же 2015 года спором, где "Аэрофлот" обжаловал решение МИФНС №6 об отказе возместить ему 12,7 млн руб. НДС за третий квартал 2012 года (дело № А40-140893/2013), решил заняться ВС. В рамках этого дела судья Арбитражного суда г. Москвы Максим Ларин в иске "Аэрофлоту" отказал. Он согласился с налоговой и пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации спорных операций по предоставлению мест на рейсах как услуг по перевозке пассажиров и багажа. По его мнению, это услуги по фрахтованию части воздушного судна с экипажем, обложение которых по ставке 0 % не предусмотрено. К такому заключению судья пришел из-за того факта, что "Аэрофлот" сам не заключал договоры перевозки с пассажирами и не выдавал билеты, а это делали именно авиакомпании-партнеры. "Аэрофлот" же подписывал соглашения с иностранными авиакомпаниями, по условиям которых уже предоставлял места для перевозки пассажиров в обмен на такие же услуги. При этом в обоснование своей позиции Ларин сослался напостановление Президиума ВАС от 20 мая 2008 года №412/08 по спору уже обанкротившейся авиакомпании ОАО "Домодедовские авиалинии" с налоговой. Согласно этому документу предоставление воздушного судна с экипажем для выполнения конкретного авиарейса по договору о взаимном резервировании (код-шеринге) нельзя признать международной авиаперевозкой пассажиров и багажа в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ, и такая услуга не может облагаться ставкой 0 %. Апелляционная коллегия 9-го ААС и кассационная АС Московского округа все выводы Ларина поддержали, оставив его решение в силе.
 
"Аэрофлот" обратился с кассационной жалобой в Верховный суд. И судья ВС Татьяна Завьялова решилв передать дело на рассмотрение экономической коллегии. И в итоге 28 июля тройка ВС (Завьялова, Алексей Маненков и Анатолий Першутов) все акты нижестоящих инстанций отменила и требования "Аэрофлота" полностью удовлетворила, признав решение налоговой недействительным.
 
Свои мотивы судьи ВС объяснили в опубликованном на прошлой неделе определении. В первую очередь экономколлегия сослалась на ст. 2 Гвадалахарской конвенции от 18 сентября 1961 года, которая регулирует правовые основы для заключения код-шеринговых соглашений. Согласно этой норме и перевозчик по договору, и фактический перевозчик являются перевозчиками в смысле Варшавской конвенции 1929 года. А значит, согласились судьи с "Аэрофлотом", перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения НДС по ставке 0%. При этом судьи ВС отдельно отметили, что вывод не противоречит правовой позиции, выраженной в п. 18 постановления Пленума ВАС от 30 мая 2014 года №33, в соответствии с которой оказание услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 % всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. "Материалами дела подтверждено, что в реестрах международных перевозочных документов помимо номеров билетов, выданных иностранными авиакомпаниями – партнерами, указываются и коды выполняемых рейсов – исключительно коды собственных рейсов общества, что подтверждает осуществление последним фактической перевозки, – говорится в определении ВС. – При этом требований об оформлении авиабилетов именно этим перевозчиком ст. 164 НК РФ не содержит".
 
Применение же различных налоговых последствий к одинаковым по своему содержанию хозяйственным операциям в зависимости лишь от того, на чьем бланке оформлен билет пассажиру, является прямым нарушением принципа экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК РФ), сочла "тройка". И здесь также сослалась на позицию ВАС. Согласно постановлению Президиума от 8 октября 2013 года №3589/13 к однородным с экономической точки зрения отношениям при отсутствии специальных указаний в налоговом законодательстве должны применяться единые налоговые последствия, говорится там.
 
Халецкий позицию экономколлегии поддерживает. "Произведенная налоговым органом квалификация код-шерингового соглашения в качестве разновидности договора аренды (фрахта части воздушного судна) очевидно не соответствует природе этого договора, – считает он. – Нельзя говорить о том, что авиакомпания для одной половины пассажиров, купивших билеты в ееВ кассе, оказывает услугу перевозки, а для другой половины, купивших билеты у партнера, не оказывает вовсе никаких услуг или оказывает услуги, которые отличаются от перевозки". Шиенок в правильности всех выводов "тройки" сомневается. Так, заключение экономколлегии ВС о том, что перевозка авиакомпанией собственных пассажиров и пассажиров компании-партнера является с экономической точки зрения однородной, кажется юристу не вполне убедительным. "Ведь в первом и во втором случаях авиакомпания-перевозчик может получать плату (встречное предоставление в иной форме) на разных условиях, в разном размере и от лиц, правовое положение которых принципиально отличается", – поясняет он.

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы