Закон о госзакупках: свобода лучше несвободы?
Доля госзакупок достигает трети ВВП страны, и регулируются они разными законами: один, более жесткий и детальный 44-ФЗ, – для учреждений, другой, свободный и "рамочный" 223-ФЗ, – для госкомпаний и монополий. Насколько последнее оправданно? Ведь оба акта имеют одну и ту же задачу – повышение "прозрачности" закупок, эффективное использование средств и борьба с коррупцией. Можно ли достичь этой цели либеральными средствами закона или нужно отнестись к госкомпаниям более жестко? На этот вопрос отвечают высшие суды, которые предлагают разные трактовки норм 223-ФЗ.
50 % экономики России приходится на госсектор, подсчитало в 2012 году Минэкономразвития. Мировой валютный фонд считает, что эта цифра еще больше: в 2014 году он привел другую оценку – 71 % ВВП. Министерство ожидает снижения этого показателя в ближайшие годы, но эксперты с ним не согласны.
Неудивительно, что тема расходов государственных организаций находится под пристальным вниманием и законодателей, и общества. Задачи правового регулирования в этой сфере очевидны – повысить эффективность расходов, уменьшить количество злоупотреблений.
Основы современной системы госзакупок сложились во второй половине нулевых. Герман Греф, тогдашний министр экономики, и Игорь Артемьев, сейчас возглавляющий Федеральную антимонопольную службу, выступили инициаторами принятия Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (94-ФЗ). Одной из ключевых идей стала прозрачность госзакупок – теперь все они должны были размещаться на официальном сайте. Этот инструмент был призван подстегнуть конкуренцию и помочь в борьбе с коррупцией. В 2004 – 2005 годах закон подготовили и приняли, а следить за его исполнением стал новый орган – Федеральная антимонопольная служба.
44-й и 223-й закон – что лучше?
94-му закону было суждено "прожить" совсем недолго. Как писал "Коммерсант", "главным недостатком, стоившим ему жизни, была узкая специализация: он в деталях расписывал процедуру торгов", но упускал из виду другие аспекты закупок. На смену 94-ФЗ пришел Закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ), которым должны руководствоваться ведомства, государственные и муниципальные учреждения, которые выполняют некоммерческие задачи. Новый акт детально и жестко регламентирует все шаги в сфере госзаказа, начиная со стадии подготовки.
Параллельно с Законом "О контрактной системе" действует другой – "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ). Он применяется к другим организациям, в число которых входят госкорпорации, естественные монополии, унитарные предприятия и общества с участием государства более 50%. Они, в отличие от адресатов 44-го закона, преследуют цель извлечения прибыли, поэтому здесь законодатель предусмотрел более мягкие правила.
Другие новости
Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.
Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч
Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.
Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки. Пр
Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.
Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет
В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы