Бесплатная консультация юриста в Москве

Правила дорожного движения в бизнесе: что такое комплаенс и зачем он нужен юристам

Английское слово "комплаенс", еще несколько лет назад малоизвестное в России, звучит все чаще, в том числе – применительно к профессии юриста. Этот термин означает соблюдение работниками компании строгих корпоративных правил и норм, а так же контроль по их исполнению. На первый взгляд, идея комплаенса может казаться странной: ведь сотруднии должны соблюдать законы и правила по умолчанию, что прописывается в трудовом договоре, должностной инструкции и в других локальных документах. Но, как показывает практика, в больших компаниях и в первую очередь в банках этот институт востребован и будет развиваться. А вместе с ним будет расти и спрос на специалистов.

Комплаенс – это западное "дитя" глобализации, изначально – инструмент контроля над деятельностью банков. Эти учреждения – предмет особой заботы государства, ведь их влияние на экономику огромно. Чтобы финансовая система была устойчивой, регуляторы обязывают банки учитывать и предупреждать риски в своей деятельности. Это включает предупреждение коррупции, оборот инсайдерской информации, сбор информации о контрагентах, рисковый анализ сделок и операций и так далее. Важность комплаенса на Западе показал всемирный экономический кризис 2008 года, вызванный, в том числе, злоупотреблениями американских финансовых институтов. Одной из его причин называли слабость регулирования.

Во внутреннем контроле заинтересована не только власть, но и сами банки, ведь несоблюдение законов, инструкций и стандартов грозят применением санкций, потерей денег или доброго имени. "Комплаенс в России сейчас развивается в первую очередь в банковской сфере,– подтверждает Сергей Мешалкин, директор Департамента комплаенса Росбанка. – Ведь банкам особенно важно иметь безупречную репутацию". Еще одна причина – это нормативное регулирование института. Если в западных странах оно хорошо развито, то в России единственное упоминание комплаенс-риска содержится в Положении Банка России от 16.12.2003 № 242-П, которое касается внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, рассказывает Мешалкин. 

Не только банки

Основная "целевая аудитория" для внедрения комплаенса в России – это в первую очередь субъекты финансового рынка, а кроме них – еще и крупные компании с международным участием или большим количеством сделок с иностранными лицами, говорит Роман Суслов из АБ "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". Различие в том, что для банков подобный контроль обязателен, их проверяют Центробанк и Росфинмониторинг, поэтому у них строгие, стандартизированные процедуры, рассказывает Суслов. У компаний ограничений нет, поэтому они могут более гибко подойти к организации контроля.

Начальник отдела комплаенс "Камаза" Виктор Спасов считает, что комплаенсом надо заниматься независимо от размера бизнеса, ведь соблюдать законы и принимать меры против коррупции должны все компании. Главный фактор развития нового инструмента – это госрегулирование, считает Спасов: "Когда каждую сделку могут проверить, это стимулирует, ведь никому не хочется рисковать репутацией или деньгами". Подробнее комплаенс-риски перечисляет Суслов из "КИАП":

приостановление операций по счетам;
выездные проверки;
административные штрафы;
дисквалификация должностных лиц;
приостановление деятельности;
аннулирование лицензии;
признание сделок недействительными;
ущерб деловой репутации и инвестиционной привлекательности.

Значительный опыт в комплаенсе приобрела компания "МТС", которую еще в 2000 году допустили на Нью-Йоркскую фондовую биржу, где сейчас обращается порядка 36 % акций, рассказывает директор департмента комплаенса МТС Юлия Ромашкина. По ее словам, это обязывает компанию соблюдать стандарты предоставления отчетности в Комиссию по ценным бумагам и биржам США и требования антикоррупционного законодательства Америки (Foreign Corrupt Practices Act 1977) и Великобритании (UK Bribery Act 2010). Сейчас департамент, который возглавляет Ромашкина, насчитывает 13 человек, кроме того, есть рабочая группа по комплаенсу, состоящая из президента и вице-президентов "МТС". Контроль пронизывает всю работу компании: условие о соблюдении требований комплаенса есть в трудовых договорах, а контрагенты подписывают антикоррупционные допсоглашения. Их проверяют по особым процедурам, ведь если партнер окажется вовлечен в коррупцию – это тоже риск. Помимо этого в сотрудниках воспитываются сознательность и внутренний морально-этический контроль. Ромашкина объясняет, почему комплаенс несет больше выгод, чем издержек:

На первый взгляд, в российских реалиях система может показаться слишком громоздкой, ведь она влечет операционные расходы для бизнеса. Но мы считаем, что ориентация на западные антикоррупционные стандарты не только дает моральные преимущества, но и повышает эффективность бизнеса. Если он ведется прозрачно, это работает на репутацию, которая сама по себе является ценнейшим активом. Но стоит иметь в виду, что комплаенс дает эффект, если заниматься им всерьез, а не формально.

В качестве примера действия комплаенса Мешалкин из "Росбанка" приводит установление корпоративных стандартов о дарении или принятии подарков сотрудниками в ходе работы. "Если они знают эти правила, снижаются риски коррупционных нарушений и ущерба для репутации", – поясняет он. "В "Камазе" в особом порядке рассматриваются закупки у посредников," – приводит еще один пример Спасов.

Как организовать работу

У компаний есть два способа организовать комплаенс. Можно распределить обязанности между департаментами или сотрудниками, которые обслуживают текущую деятельность организации. Зачастую основная работа ложится на плечи штатных юристов. В этом случае главное – четко распределить обязанности и наладить взаимодействие между сотрудниками, советует Суслов.

Но все-таки, если есть возможность, лучше поручить комплаенс отдельному сотруднику или специальному подразделению, настаивает юрист "КИАП". Это не только подчеркнет важность такого контроля, но и поможет обеспечить объективность и независимость работы. Ее нельзя недооценивать, потому что рядовые отделы выполняют бизнес-задачи, что само по себе означает комплаенс-риски, говорит Суслов.

Его слова подтверждает исследование PWC минувшего года ("State of Compliance survey 2015"). В нем содержатся такие выводы:

Юристы компаний занимаются в первую очередь защитой бизнеса, что может входить в противоречие с принципами открытости и прозрачности работы. Как указал один из респондентов PWC, он должен быть уверен, что "юридические риски снижаются не в ущерб комплаенсу".

Самый очевидный способ решения этой проблемы – обособить контрольную функцию.

И все-таки юристы

Но для большинства компаний отдельное подразделение комплаенса – это все-таки роскошь. Чаще он входит в структуру юридического отдела, говорит Мария Хандрос, старший консультант Hays. По ее словам, еще 3-4 года назад практиков в области комплаенса было немного, а теперь с этим явлением так или иначе сталкиваются большинство юристов из крупных международных компаний. По наблюдениям Кирилла Бахтигараева, консультанта хедхантинговой компании Cornerstone, спрос на работников в этой сфере растет, при этом работодатели чаще всего интересуются "универсалами", у которых комплаенс – одно из направлений деятельности. Самих таких специалистов не так уж много, поэтому их "стоимость" на рынке труда выше по сравнению с обычными юристами. Как утверждает консультант Cornerstone, средняя зарплата хорошего Legal and compliance менеджера может составлять от 200 000 до 300 000 руб.

Чаще всего для работы в сфере комплаенс требуется опыт юридической работы, реже – финансовой, говорит Хандрос. Грамотному, современному юристу по силам с нуля освоить это направление, хоть у него и есть своя специфика, уверен Бахтигараев. Он перечисляет такие специальные навыки юриста в сфере комплаенса:

опыт контроля за соблюдением законодательства и внутренних процедур компании (конфликты интересов, этический кодекс, антикоррупционные меры);
знание иностранного законодательства (FCPA, UK Bribery);
умение находить общий язык с сотрудниками из разных отделов, объяснять им правила, нормы и этику ведения бизнеса.

Список продолжает Суслов из "КИАП":

системный подход к вопросу о потенциальных рисках, ведь комплаенс не ограничивается одной отраслью права;
познания в области управления рисками, теории вероятностей, статистики.

Специалист в сфере комплаенса должен хорошо понимать бизнес-процессы компании, чтобы наладить такое регулирование, которое не слишком обременяет бизнес, но обеспечивает его безопасность, считает Спасов из "Камаза". Он объясняет значение института с помощью аналогии с дорожным движением:

Комплаенс в целом – это такая же превентивная мера, как ремень безопасности или дорожные знаки. Водители получают права только после экзамена, а за нарушение правил их наказывают, однако аварий все равно много. В подобных условиях действует и комплаенс, цель которого – предусмотреть превентивные меры и свести к минимуму саму возможность нарушения правил. 

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы