Бесплатная консультация юриста в Москве

"Правоохранительный монстр": зачем возрождать фискальную полицию – мнение юристов

В России может появиться новый фискально-силовой орган по аналогии с действовавшим до 2003 года. С инициативой готовится выступить Финансовый университет при Правительстве, проанализировавший данные ФНС и МВД. Ученые пришли к выводу, что участие полиции в налоговых проверках бизнеса резко увеличивает сборы. 

Исследование Финансового университета при правительстве, которое необходимо завершить к началу ноября, является госзаданием, полученным от Белого дома, пишет РБК. Цель – формулировка предложения по совершенствованию законодательства для улучшение взаимодействия между налоговиками и правоохранителями при выявлении налоговых преступлений, а потому не исключается создание специализированного органа по их расследованию. Ученые выяснили: при совместных проверках бизнеса сотрудниками ФНС и МВД средний размер доначислений по налогам резко возрастает. Самостоятельно налоговики доначисляют в среднем по 7,5 млн рублей за одну проверку, а при участии полиции – вдвое, а то и втрое больше.

Разница объясняется тем, что совместные проверки проводятся в более сложных случаях уклонения от уплаты налогов. Например, если есть свидетельства необоснованного возмещения НДС или акциза, или при выявлении преступных схем уклонения от уплаты налогов, когда налогоплательщик использует в работе фирмы-однодневки. Кроме того, полномочия МВД при сборе доказательств о налоговых правонарушениях шире – в том числе за счет права проводить оперативно-разыскную деятельность, материалы которой считаются надлежащими доказательствами по делам о налоговых правонарушениях.

Обратная сторона совместных проверок
 

Совместные налоговые проверки более эффективны еще и потому, что в присутствии полицейских у проверяющих и налогоплательщиков меньше возможностей "договориться", говорит профессор Иван Соловьев. Действительно, совместные проверки налоговой и полиции дают синергетический эффект – их права объединяются, и благодаря этому они могут гораздо глубже и тщательнее проверить бизнес, соглашается управляющий партнер бюро "Деловой фарватер" Роман Терехин.

Есть, однако, и обратная сторона: при совместных проверках возрастает и агрессивность. "Чем больше силы мы даем проверяющим, тем больше риска, что эта сила будет использована не только во благо, но и во вред", – отмечает юрист. В отличие от налоговиков, которые говорят с бизнесом на понятном языке и изучают бухгалтерские документы, полиция – орган, отвечающий за "закошмаривание" бизнеса.

Когда налоговики прибегают к помощи полицейских
 

Несмотря на показатели статистики, налоговики все же предпочитают проверять бизнес самостоятельно: так, в 2013 году полицейские участвовали в 6531 выездной налоговой проверке из 41 331 (16%), в 2014 году – в 7123 из 35 758 (20%), в 2015 году – в 6460 из 30 663 (21%). Сейчас каждая пятая выездная проверка проводится с участием полицейских.

Совместные проверки проводятся по инициативе налоговых органов. Те просят участия полиции, когда, в частности, нужны конкретные действия по осуществлению налогового контроля – выемка документов, исследование, опрос, осмотр помещений, либо когда при проверке требуется защита жизни и здоровья сотрудников ФНС.

Процессуальная эффективность собранных налоговиками материалов невысока – уголовные дела по ним возбуждаются лишь в 9–11% случаев. Это объясняется тем, что используемые сотрудниками ФНС методы не позволяют документировать налоговые преступления: в отличие от полиции, они не могут прослушивать телефоны, проводить оперативное внедрение и наблюдение. При этом немедленный результат дал возврат к прежнему порядку возбуждения дел по налогам, в соответствии с которым СКР получил право использовать материалы полицейских оперативно-разыскных действий – в течение прошлого года количество таких дел увеличилось почти на полторы тысячи.

Зарубежный опыт

Основываясь на этих показателях, ученые приходят к выводу о необходимости "значительного укрепления государственной системы противодействия налоговой преступности". Идеальным вариантом они считают введение "единого правоохранительного цикла выявления, пресечения и расследования налоговых преступлений", который можно реализовать путем создания специализированного правоохранительного органа – финансовой полиции. В качестве удачного примера приводится Финансовая гвардия в Италии (Guardia di Finanza).

В России специальный орган по борьбе с налоговой преступностью уже был – Налоговая полиция, созданная в 1992 году и ликвидированная спустя девять лет. Ее показатели по расследованию налоговых преступлений были лучшими в российской истории: в некоторые годы возбуждалось до полусотни тысяч дел, напоминает Соловьев. Официальных объяснений необходимости ликвидации не было, но решению предшествовал конфликт ведомства с "Газпромом", который налоговые полицейские обвинили в уклонении от уплаты налогов на десятки миллиардов рублей.

Ученые могут предложить правительству создание специализированного органа по расследованию налоговых преступлений, но не в качестве "императива", а лишь как возможность. "Но, если абсолютно объективно, не отстаивая позиции государственников или, наоборот, либеральную, предпринимательскую, если мы хотим, чтобы эффективно выявлялись налоговые преступления, нужно собрать все государственные полномочия в единый цикл, от выявления до пресечения и расследования, чтобы это делалось "на одном дыхании", – аргументирует Соловьев.

Чего стоит ожидать: перегиб в оправдании полезности

Сейчас ФНС ведет активную и плодотворную работу с налогоплательщиками, поэтому возникший открытый диалог с добросовестными из них нельзя прерывать, уверен адвокат "Делькредере" Максим Степанчук. По его словам, создание новой службы может стать причиной разрушения уже наработанной продуктивно работающей системы, которую нужно совершенствовать.

С ним солидарен и Станислав Вивчарь, руководитель филиала "Хренов и партнеры" в Краснодаре: вряд ли бизнес-сообщество с энтузиазмом воспримет появление нового единого фискального органа, ведь никто не сможет гарантировать отсутствие различного рода злоупотреблений с его стороны, говорит эксперт. Целесообразнее законодательно закрепить нормы, предусматривающие прозрачный и эффективный механизм взаимодействия налоговых органов и структур полиции, специализирующихся на налоговых преступлениях, а также закрытый перечень оснований, при наличии которых такие совместные проверки будут осуществляться, и признаков, свидетельствующих о злонамеренных действиях налогоплательщиков с целью сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов.

"В таком случае будет иметь место "естественный отбор", когда предприниматели и иные хозяйствующие субъекты, имея четкое представление об основаниях и критериях проведения совместных налоговых проверок, в своей экономической деятельности смогут делать сознательный выбор в пользу недопущения ситуаций, могущих повлечь проведение таких совместных налоговых проверок, в отличие от тех, кто придерживается "иной" экономической политики, направленной на создание налоговых схем и уклонение от уплаты налогов, и кто сразу попадет в зону риска, осознавая неизбежность совместной налоговой проверки и всех связанных с этим негативных последствий", – говорит он.

Мысль, с точки зрения государства, возможно, и благая, рассуждает заместитель председателя коллегии адвокатов "ДЕ-ЮРЕ" Антон Пуляев, однако и сейчас ФНС плотно сотрудничает в области выявления преступлений налоговой направленности с подразделениями ГУЭБиПК МВД: "Не секрет, что в системе МВД до настоящего времени существует "палочная" система и создание подобного "правоохранительного монстра", с большой долей вероятности, может привести к повышенным требованиям по выявлению преступлений".

При оценке эффекта от взаимодействия силовых структур с бизнесом нельзя опираться только на статистику доначислений по результатам совместных (ФНС и МВД) проверок, замечает руководитель практики налогового и таможенного права "ЮСТ" Максим Ровинский: "Совершенно очевидно, что такие проверки проводятся, когда изначально есть подозрения о крупных налоговых нарушениях. Отсюда автоматически следуют более высокие ожидания и результаты проверок. Гораздо важнее, хотя и труднее, проанализировать то, как использование силовых методов при проведении налогового контроля влияют на готовность активной части населения вообще заниматься предпринимательством либо, осуществляя предпринимательскую деятельность, не уходить полностью в тень или "под крыло" тех же силовых структур, когда никакая проверка не страшна даже при минимально уплачиваемых налогах".

Минусы тоже есть, и их немало: любая нестабильность, любые нововведения в налоговой сфере – дополнительная нагрузка на бизнес. Корректировка законодательства, новые процедуры, новый аппарат, все это в конечном счете потребует дополнительного внимания, усилий и расходов. "Кроме того, сотрудники налоговой полиции особенно в первые годы, наверняка, будут проявлять повышенную активность, чтобы оправдать свою полезность, – добавляет он. – Пока все не "утрясется", перегибов будет немало".

Считает инициативу неоднозначной и старший юрист BGPLitigation Денис Савин, отмечая, что сравнение эффективности проверок при участии органов МВД и без них вряд ли верно и объективно: "Во-первых, в силу силовой составляющей. Во-вторых, положения, при которых возможно привлечение органов МВД, и ситуации, при которых они обычно не задействуются (ИП, физлица), неравнозначны. Речь в этих случаях идет о совершенно различных суммах налогов. Именно это и объясняет такие "высокие" показатели проверок с участием полиции".

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы