Бесплатная консультация юриста в Москве

Обсуждение КоАП: "Основная стратегия – разгрузить суды"

Рабочая группа при Комитете ГД по конституционному законодательству и госстроительству во вторник продолжила обсуждать процессуальную часть новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Вчера депутаты разобрались с тремя главами, прописывающими порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях органами, должностными лицами и судами. В ходе обсуждения выяснилось, что мнения и авторов нового проекта, и собравшихся экспертов совпадают в одном: суды нужно максимально освободить от рассмотрения административных дел.

Обжаловать до суда

Замечания участников рабочей группы к главам 44–46 новой редакции КоАП оказались в основном редакционными: концептуально экспертов не устроили лишь некоторые предложения авторов проекта. Так, например, представитель Генпрокуратуры РФ Юлия Малышева не согласилась с положениями ст. 44.13"Вступление в силу постановления по делу об административном правонарушении", которое подразумевает, что соответствующее постановление вступает в силу по истечении срока для его обжалования. По словам Малышевой, по существующим правилам, постановление вступает в силу по истечении срока обжалования при условии, что жалоба не поступила. В противном случае постановление вступает в силу с момента, когда жалоба была рассмотрена по существу.

"Идея разработчиков заключается в том, что постановление должностного лица и органа может быть обжаловано сначала только в вышестоящей инстанции, а потом только в суде (ст. 44.14 "Обжалование постановления органа должностного лица"), но решение по вышестоящему постановлению автоматически не вступает в силу, как происходит сейчас", – продолжала представитель Генпрокуратуры. По ее словам, идея идти с обжалованием в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу сама по себе неплоха и позволит существенно разгрузить суды. Но в таком случае в ст. 44.13 новой редакции Кодекса стоит прописать, что постановление вступает в силу "после того, как решение по жалобе или протесту принимается вышестоящим должностным лицом или органом, а дальше суды смогут рассматривать только вступившие в силу положения".

Соавтор проекта, зампредседателя Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин, против таких изменений в тексте кодекса возражать не стал, однако предрек, что бизнес-сообщество вновь заявит о карательном характере документа. В поддержку Малышевой выступил и судья экономической коллегии ВС Анатолий Першутов. Досудебный порядок рассмотрения дел, по его словам, уже давно и весьма результативно применяется по налоговым вопросам. Однако, по словам Першутова, в введении такой практики в отношении есть одно обстоятельство "которое может смущать: если применительно к налоговым органам все понятно – у них своя иерархия и структура, то неясно, есть ли подобная структура у всех федеральных органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, – наверное, нет".

Впрочем, несмотря на возможную нехватку федеральных органов, порядок досудебного обжалования в новом КоАП все же будет введен – по словам Дмитрия Вяткина, такая норма необходима, чтобы не загружать суды работой по мелким делам и их обжалованиям. Участникам рабочей группы удалось скорректировать сроки: на подачу жалобы на решение вышестоящего органа в суд отведено 10 дней – для этого Дмитрий Вяткин предложил сократить сроки пересмотра дела в вышестоящем органе до 15 дней, а первоначальное рассмотрение – до одного месяца. При этом установлено, что пересматривать решение в вышестоящем органе можно лишь один раз.

Компромисс с ВС

Концептуальные замечания у представителей Верховного суда возникли к главе 45 целиком ("Рассмотрение дел об административных правонарушениях судом"). Так, судья Анатолий Першутов заявил, что "если исходить из того, что все процессуальные вопросы, связанные с порядком рассмотрения судами административных дел, будут решены в КоАП – а в этом задумка авторов, – надо бы, чтобы порядок рассмотрения дел был детально регламентирован". 

В частности, Першутову не понравилось, что глава начинается со статьи 1 "Задачи подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению", тогда как вначале надо рассматривать вопросы, связанные непосредственно с подачей самого заявления о привлечении к ответственности – кто может с ним обратиться, по какому порядку, какими будут последствия нарушения такого порядка (возврат заявления, отказ от его принятия) и прочее. "Мой коллега уже предлагал прописать, что эти дела должны возбуждаться не на основании протокола об административном правонарушении в судах, а путем подачи административным органом заявления о привлечении к ответственности, как сейчас происходит по вопросам АПК", – продолжил Анатолий Першутов.

Член рабочей группы, замдиректора Института проблем административного права НИУ ВШЭ Елена Овчарова, в свою очередь сообщила, что предложение коллег Першутова из ВС ранее уже были одобрены. Таким образом, по ее словам, "при рассмотрении дела судами вводится норма, что наряду с направлением протокола необходимо предоставлять и заявление о привлечении к административной ответственности, неважно кому подведомственно дело: судам общей юрисдикции или арбитражным судам".

Однако такое нововведение устроило далеко не всех. "Испокон веков суды общей юрисдикции рассматривали протоколы и ни у кого не возникало вопроса, что же с ним делать, зачем выдумывать еще один процессуальный документ вместо того, чтобы унифицировать эту норму, в том числе и в арбитражных судах?" – удивлялась Юлия Малышева из Генпрокуратуры. 

Впрочем, Дмитрий Вяткин убедительно попросил коллег не спорить по этому вопросу, поскольку вынесенное решение – результат компромисса авторов проекта и представителей судов, а такой компромисс "дорогого стоит".

Самостоятельный судья и декоративная законность

Некоторые пункты 44–46-й глав Кодекса, ранее подвергавшиеся критике, на вчерашнем заседании рабочей группы не вызвали вопросов ни у представителей силовых ведомств, ни у судей ВС. Так, например, норма, прописанная в ст. 45.1 "Задачи подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению",возлагающая ответственность за подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению исключительно на судью, устроила всех.

Статью все же поменяли, но по другим причинам: из текста убрали уточнение, что судья подготавливает дело к рассмотрению единолично "за исключением случаев, когда лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было доставлено судье на рассмотрение". По мнению Генпрокуратуры, такая фраза вызовет разночтения: кто-то может решить, что в противном случае судья будет подготавливать дело к рассмотрению вместе с лицом, в отношении которого ведется производство.

В то же время ст. 45.45 "Законность и обоснованность постановления судьи по делу об административном правонарушении" из проекта КоАП удалили. Ранее эксперты из Института правовых исследований НИУ ВШЭговорили о том, что эта норма сужает подход к критериям законности судебного акта. Судья ВС Анатолий Першутов в свою очередь счел ее декоративной.

Представитель бизнес-сообщества из ОАО "Сургутнефтегаз" настаивал на важности ст. 45.45, поскольку она четко прописывала законность и обоснованность постановления на основе только имеющихся в деле доказательств – по его словам, на практике это не очевидно. Не отказываться от статьи предлагала и Генпрокуратура, предложив дополнить норму обязательностью исполнения постановления суда. Дмитрий Вяткин в этом вопросе был настроен категорично, заявив, что "суд, вынося решение, не обязан предугадывать вопросы его исполнимости". 

Другие новости

Печать каталогов

Печать каталогов

Общение отца с ребенком после развода

Семейная жизнь не всегда протекает гладко, и постоянные ссоры могут закончиться разводом между супругами.

Основные виды тендеров по государственным закупкам

Публичный тендер может быть предоставлен только в установленных законом режимах, отличающихся друг от друга открытостью, конкурентоспособностью и ч

Сложности при найме иностранного работника

Многие компании, желая сэкономить, предпочитают нанять мигранта, но иногда найм иностранного работника превращается в нескончаемую головную боль.

Как получить качественный перевод документов с языка на язык

Бывают ситуации, когда документы составлены на неродном языке, а понять их смысл и подписать или, напротив, отказаться, нужно в короткие сроки.  Пр

Личный помощник по финансовым вопросам

Бывает так, что по ряду непредвиденных причин выполнить финансовые обязательства перед кредиторами не представляется возможным.

Адвокат по налоговым спорам

Эффективное урегулирование налоговых споров может обеспечить только опытный налоговый адвокат, который сможет

Как угодить требованиям к наружным вывескам для Москвы в 2020 году

В связи постановлением №902 принятым в 2013 году Правительством Москвы правила размещения и содержания вывесок, средств наружной рекламы